Статья ведущего российского религиоведа С.И. Иваненко на тему Нижегородской проблемы

С.И. Иваненко, доктор философских наук, религиовед

Что мне как религиоведу нравится в адвентистах седьмого дня 

Кого можно считать религиоведом 

Сейчас, как, впрочем, и прежде, иногда возникает дискуссия, что такое религиоведение, зачем оно нужно, было ли религиоведение в СССР, кого можно считать религиоведом, а кто – самозванец.

Кратко выскажу свою точку зрения, не претендуя на её абсолютную правильность.

Религиоведение – это наука о религии, сформировавшаяся во второй половине XIX века. Одним из первых в России слово «религиоведение» употребил Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Во время разговора с одним из посетителей он сказал, что занимается сейчас религиоведением – это самая нужная наука, а у нас её до сих пор нет[1].

С той поры много воды утекло и религиоведение в нашей стране появилось. Существовало религиоведение и во времена СССР.

В 1975 году я закончил философский факультет Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова[2] и вот уже 40 лет профессионально занимаюсь изучением разных религий.

Во время обучения специализировался на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне называется кафедра философии религии и религиоведения). При кафедре был научно-методический кабинет, где была и Библия, и немало богословской и религиозно-философской литературы. У любознательных студентов была возможность познакомиться и со Священным Писанием, и с авторитетными комментариями к Библии. Я в полной мере воспользовался этими возможностями и постарался уже на студенческой скамье проштудировать Библию.

Иногда несведущие люди утверждают, что в СССР не было науки религиоведения, а существовал только научный атеизм. Это не так. Мой научный руководитель Дмитрий Модестович Угринович (1923-1990) ещё в 1973 году выпустил книгу «Введение в теоретическое религиоведение» (М.: издательство «Мысль» — 239 с.).

От советского времени осталось немало интересных и содержательных религиоведческих трудов. Их не стоит идеализировать, в этих работах применяется (или, по крайней мере, декларируется) марксистский подход к изучению религии. Но немало и реальных фактов, документов, объективных и здравых оценок[3].

Убеждён, что религиовед – это специалист, учёный, который объективно изучает религии. Исходный и основополагающий принцип религиоведа – объективность в сочетании с конкретно-историческим анализом той или иной религии.

В религиоведческом исследовании не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «тёмная» или «светлая» краска предназначается для описания той или иной религии, а истина считается достоянием какой-то одной конфессии. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом и отечественном религиоведении. Подбор и изложение материала осуществляются с намерением как можно более точно воспроизвести историю и современное состояние изучаемой религии без того, чтобы в ней искусственно образовывались «белые» пятна.

Не менее важный принцип – использование языка веротерпимости[4].

В своей религиоведческой работе, в том числе кандидатской[5] и докторской[6] диссертациях, а также при подготовке в качестве руководителя авторского коллектива первого в стране справочника религиозных организаций Российской Федерации, я всегда стремился следовать принципам объективного подхода к разным религиям. Как автор 15 книг, 20 брошюр и 77 статей по проблемам религиоведения, исходил из того, что религиоведение может помочь людям преодолеть межрелигиозную нетерпимость, жить в мире, любви и согласии.

С этих позиций выскажу своё мнение и об Адвентистах Седьмого Дня.

Что означает название

«Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня»

Само слово «адвентист» восходит к латинскому слову «адвентус» (adventus), означающему «пришествие». Адвентист – это христианин, который верит в скорое второе пришествие Иисуса Христа.

Как отмечается на официальном сайте Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ, «второе пришествие Спасителя будет буквальным, личным и видимым всему миру. При Его возвращении праведные, находившиеся в состоянии смерти, будут воскрешены и вместе с праведными, оставшимися в живых, будут облечены славой и восхищены на небо; нечестивых постигнет смерть. Почти полное исполнение большинства пророчеств и само состояние мира свидетельствует о близости пришествия Христа. Время этого события не открыто, и потому мы призываемся быть всегда готовыми».

Адвентисты Седьмого Дня, в отличие от большинства других христиан, чтут не воскресные дни, а субботние, храня верность четвёртой заповеди «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход, 20:8).

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня – это одна из известных протестантских церквей, она возникла в США в 30-50-х годах XIX столетия, а своё современное название получила в 1860 году.

В настоящее время Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня насчитывает свыше 18 миллионов членов по всему миру.

Несколько фактов из истории Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России

В России первая община Адвентистов Седьмого Дня появилась в Крыму в 1886 году (она насчитывала 30 членов). Это означает, что в следующем, 2016 году, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России будет отмечать свой 130-летний юбилей.

Эти прошедшие годы не были простыми для Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Периодически государственная власть пыталась её «сокрушить». Однако адвентисты отличались превосходной организацией, настойчивой и энергичной миссионерской деятельностью. Активно занимались изданием и распространением литературы, готовили проповедников. Значительное внимание уделяли делам благотворительности и милосердия. Всё это помогало Адвентистам Седьмого Дня преодолевать испытания.

Адвентисты Седьмого Дня подвергались преследованиям до появления Указа императора Николая Второго «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года[7].

В 1907 году был учреждён Российский союз Адвентистов Седьмого Дня с центром в городе Риге.

Как отмечал в отчете за 1911 год чиновник Министерства внутренних дел С.Д. Бондарь, целью которого было изучение российского адвентизма, «адвентистское движение захватывает собой всё новые и новые области Европейской и Азиатской России, обнаруживая неуклонное стремление к постоянному численному возрастанию. Миссия адвентизма ведётся настойчиво и энергично… Миссия адвентизма ведётся проповедниками, библейскими работниками, пресвитерами общин, кольпортёрами (книгоношами) и всеми вообще членами общин… Силу адвентизма седьмого дня составляют его превосходная организация и его общинное устройство. Центральные организации адвентистов заботятся о наилучшей постановке адвентистской миссии, объединяют её деятельность, направляют её к одной общей цели. При тесной сплочённости адвентистских общин и внутренней автономии миссионерские начинания их центральных организаций находят единодушную поддержку в коллективной деятельности каждой общины. Это превращает адвентистов в живое и активное религиозное общество»[8].

Несмотря на то, что в годы Первой мировой войны адвентисты подвергались репрессиям, к 1917 году в России насчитывалось около 7 тысяч Адвентистов Седьмого Дня.

В 1920 году в Москве был создан Всероссийский союз общин Адвентистов Седьмого Дня (11 тысяч членов). В конце двадцатых годов верующие и служители Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня начали подвергаться репрессиям, в 1931 году прекратил своё существование Всесоюзный совет общин Адвентистов Седьмого Дня[9].

Число репрессированных членов Церкви и служителей к 1937 году превысило 3 тысячи человек, а из 200 работавших тогда в СССР служителей были репрессированы 198. Почти все из 29 участников последнего расширенного пленума Исполнительного органа Всесоюзного Союза Адвентистов Седьмого Дня, проходившего в декабре 1931 года, были арестованы и осуждены. К 1937 году из рукоположенных проповедников в Москве на свободе остался только один Г.А. Григорьев, который в течение следующих десяти лет являлся единственным представителем духовного руководства Церкви.

В период Великой Отечественной войны и послевоенный период в СССР политика в отношении верующих стала менее репрессивной. Из мест заключения (лагерей, тюрем) и ссылок стали возвращаться домой адвентистские руководители и простые члены Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

В течение двух лет — в 1945 и 1946 годах – в некоторых регионах были зарегистрированы общины Адвентистов Седьмого Дня. В 1946 году Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня был воссоздан, но в декабре 1960 года – вновь ликвидирован.

В период «перестройки» и нормализации взаимоотношений государства с религиозными объединениями, особенно — после 1988 года, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в СССР получила возможность для расширения своей деятельности в просветительской, издательской, миссионерской, благотворительной сферах.

О моём знакомстве с Церковью Христиан Адвентистов Седьмого Дня

В начале девяностых годов я был заведующим сектором по этническим и религиозным проблемам Парламентского центра при Верховном Совете Российской Федерации[10].

Много сил и времени занимала работа над первым отечественным справочником «Религиозные организации России» (я был руководителем авторского коллектива, первые два издания вышли в 1993 году, последующие четыре – в 1994-1996 годах)[11].

В процессе сбора и проверки информации для справочника я встречался с руководителями самых разных религиозных организаций. В их числе был и вице-президент Евро-Азиатского отделения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня Виктор Петрович Крушеницкий. Он предоставил мне подробную и достоверную информацию, которая и вошла в справочник.

Хорошо помню, что меня поразило, точнее, приятно удивило, что в структуре Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня есть отдел общественных связей и религиозной свободы. И что защита религиозной свободы воспринимается Адвентистами Седьмого Дня в качестве важнейшего направления их деятельности.

При поддержке Церкви в 1893 году была учреждена светская организация — Международная ассоциация религиозной свободы, которая активно работает в 80 странах, в том числе с 1992 года — и в России[12].

Кратко о современном состоянии Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России является частью Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

В Российской Федерации – 50 тысяч членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Если прибавить к ним тех, кто ещё не стал членом Церкви, однако интересуется вероучением, посещает богослужения и мероприятия, проводимые Церковью, то можно сделать вывод, что в деятельности Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня участвует около 100 тысяч человек.

Министерством юстиции Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2015 года) зарегистрировано 20 религиозных центров, 552 общины и одно духовное учебное заведение (Заокская духовная академия[13]), то есть всего 573 религиозных организаций Адвентистов Седьмого Дня.

По данным руководства Церкви, ещё около 500 общин действуют без официальной регистрации, имея статус религиозных групп.

Адвентисты Седьмого Дня активно занимаются социальным служением и благотворительностью. В каждой общине (как зарегистрированной, так и незарегистрированной) действует церковный отдел социального служения «Тавифа». Поясню, что Тавифа – это христианка, которая, как рассказывается в библейской книге «Деяния святых апостолов», «была исполнена добрых дел и творила много милостыни» (9:36).

В масштабах Всемирной Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня большую работу проводит Адвентистское агентство помощи и развития (на английском языке — Adventist Development and Relief Agency, сокращённо ADRA).

ADRA International имеет консультативный статус при Экономическом и социальном Совете Организации объединённых наций (ООН), активно участвует в реализации международных благотворительных программ, в том числе под эгидой ООН. Имея представительства в 130 странах мира, ADRA помогает детям-сиротам, находящимся в детских домах, приютах, больницах. Оказывает помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий, в «горячих» точках, в том числе беженцам, а также проповедует здоровый образ жизни.

Одна из основных особенностей Христиан Адвентистов Седьмого Дня – их большое внимание не только к чистоте духовной и нравственной, но и к чистоте тела, в целом к здоровому образу жизни.

В структуре Церкви есть отдел здоровья, адвентистское издательство «Источник Жизни» выпускает литературу, посвящённую проблемам укрепления здоровья и журнал «Здоровье и исцеление».

Адвентисты Седьмого Дня верят, что Библия – это самый лучший советчик для принятия взвешенных и мудрых решений относительно каждого аспекта нашей жизни, включая здоровье. Они практикуют равновесие или воздержание, полагая, что неумеренность вредна даже в полезном. Проповедуется правильное, преимущественно – вегетарианское, питание, воздержание от наркотических веществ, включая никотин, алкоголь, и даже крепкий кофе и чай, а также подвижный образ жизни при оптимальном сочетании физической и умственной нагрузки.

Церковь делает много полезного, в частности, помогает заключённым (в Республике Коми, Хабаровском крае, Воронежской, Нижегородской, Тульской областях, в других регионах).

«Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»

Апостол Пётр наставлял христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твёрдою верою…»[14].

Этот библейский призыв к верующим сохраняет актуальность и в наши дни. Вот один из недавних примеров.

4 августа 2015 года появилась шокирующая новость: нижегородец Олег Белов подозревается в убийстве своих шестерых детей, беременной супруги и матери. В телепередачах, радиоэфире и на страницах газет эта информация зачастую сопровождалась комментарием, что Олег Белов посещал Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

Многие средства массовой информации постарались связать в сознании людей слова «детоубийца», «секта» и «адвентисты». При этом в ряде случаев журналистами демонстрировалась поразительная некомпетентность.

Приведу такой вопиющий пример: одно из изданий «украсило» крикливую заметку о «детоубийце Олеге Белове» фотографией кришнаитов[15]. Полагаю, тому, кто не видит разницы между Адвентистами Седьмого Дня и последователями Общества сознания Кришны, лучше ничего не писать о проблемах религии, нежели выставлять на посмешище своё средство массовой информации.

Позиция Церкви Адвентистов Седьмого Дня находит понимание

В официальном заявлении Церкви Адвентистов Седьмого Дня в связи с преступлением в Нижнем Новгороде было сказано, что Олег Белов 1 декабря 2007 года был исключен из членов Церкви за нехристианское поведение и после этого никаких взаимоотношений с Церковью Адвентистов Седьмого Дня Олег Белов не имел. Посещая Церковь Адвентистов Седьмого Дня, Олег Белов скрывал факт того, что находится на учёте в психиатрической клинике по причине психического заболевания».

К сожалению, в связи с резонансным преступлением, в котором обвиняют Олега Белова, были нарушены права верующих. В Нижегородской и Владимирской областях в зданиях церквей Адвентистов Седьмого Дня, в офисах учреждений, в частных домах и квартирах проводились обыски и допросы, и далеко не всегда, как отмечается в официальном заявлении Церкви, эти действия осуществлялись в корректной форме.

Полиция, как и следовало ожидать, не обнаружила ничего криминального. Это естественно, так как Церковь Адвентистов Седьмого Дня исповедует традиционные для российских конфессий семейные ценности, прививая своим последователям высокие моральные, нравственные и культурные ценности.

Для проведения конструктивного диалога с руководством Нижегородской и Владимирской областей, директор отдела Общественных связей и религиозной свободы в Евро-Азиатского отделения Церкви Адвентистов Седьмого Дня пастор Олег Гончаров провел ряд важных встреч в Нижнем Новгороде и Владимире 18 и 20 августа 2015 года.

18 августа 2015 года состоялась встреча с министром внутренней политики Нижегородской области Сергеем Рогожкиным, который выразил сожаление по поводу произошедшего и обещал оказать помощь в работе со средствами массовой информации. По словам министра, эта ситуация стала общей бедой для представителей власти и Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Он отметил, что представители власти в Нижнем Новгороде хорошо знают о вероучении Адвентистов Седьмого Дня и той большой социальной работе, которую адвентисты делают для блага общества. Утверждения о том, что существует связь Церкви Адвентистов Седьмого Дня и преступлением Олега Белова, носят голословный характер и служат разжиганию религиозной розни на территории Нижегородской области. В ближайшее время министр пообещал встретиться с членами Церкви Адвентистов Седьмого Дня в Нижнем Новгороде и выразить поддержку верующим.

20 августа 2015 года прошла встреча с руководителем Комитета общественных связей и средств массовой информации администрации Владимирской области Ритой Борисовной Шляховой. От имени администрации Владимирской области было выражено сочувствие Церкви Адвентистов Седьмого Дня в связи с теми переживаниями, с которыми Церковь столкнулась в последнее время. Нашими братьями было высказано предложение, чтобы представители администрации Владимирской области провели встречу с пасторами и членами адвентистской Церкви во Владимирской области. Это предложение было встречено с пониманием и одобрением.

Пастор Олег Гончаров встретился также с руководством и пасторами Волго-Вятского объединения и с главным редактором газеты «Сокрытое сокровище» Натальей Ворониной. По словам пасторов кризисная ситуация позволила сплотиться членам Церкви в молитвах и служении Господу. Некоторые члены Церкви, которые уже давно не посещали собрания, вернулись в общины.

Наталья Воронина рассказала о том, что резко возрос интерес к Церкви Адвентистов Седьмого Дня со стороны посетителей сайта газеты и других церковных интернет-сайтов.

Учитывая, что Церковь Адвентистов Седьмого Дня в России испытывает определённые проблемы в связи с недавней трагедией, произошедшей в Нижнем Новгороде, так как это преступление коснулось репутации Церкви и её доброго имени по причине распространения недостоверной и зачастую предвзятой информации, руководство Евро-Азиатского отделения Церкви Адвентистов Седьмого Дня обратилось с призывом объявить 29 августа 2015 года единым днем молитвы, чтобы объединяться в молитвах к Господу о сложившейся ситуации. «Мы верим, что Он разрешит и эту непростую ситуацию, обращая зло в добро. Мы отчетливо понимаем, что только в Боге наша сила и защита», — отмечается в Призыве к объединенной молитве 29 августа 2015 года[16].

Трагедия в Нижем Новгороде показала, что о Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня общество имеет недостаточно информации и в каких-то существенных вопросах ориентируется на лживые слухи.

Однако репутация Адвентистов Седьмого Дня в глазах компетентных людей остаётся на высоком уровне. В адрес Церкви Адвентистов Седьмого Дня поступили многочисленные письма поддержки со стороны представителей власти и общества. В частности, Адвентистов поддержала Администрация Президента России, Государственная Дума, Общественная Палата Российской Федерации, Российская Ассоциация Религиозной Свободы, Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России, члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Нельзя не согласиться с Российской Ассоциацией Религиозной Свободы, что «Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня является авторитетной частью христианского сообщества. При этом Церковь и ее члены проявляют большую заботу об укреплении традиционных духовных начал общества, воспитании подрастающего поколения и поддержке здорового образа жизни, что очень значимо в современных условиях. Поэтому какие-либо подозрения и обвинения в том, что Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня является сектой и каким-либо образом причастна к совершенному преступлению, более чем странны и неправомерны. Одновременно следует отметить, что к трагической гибели в Нижнем Новгороде шестерых детей и их матери привели равнодушие и бездействие органов опеки, а также несовершенство организации и законодательства о психической помощи в современной России. Необходимо предпринять все меры, чтобы исключить подобные ситуации и преступления впредь»[17].

Заключение

В целом, можно сделать однозначный вывод. Адвентисты Седьмого Дня давно, почти 130 лет, известны в России. Считаю, что объективное религиоведческое изучение доказывает, что они убеждённые христиане, но не фанатики, настроены веротерпимо, уважают и защищают свободу совести. Ведут здоровый образ жизни, законопослушные граждане, добросовестные работники.

Убеждён, что Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня с честью выйдет из испытаний, связанных с ложными обвинениями в причастности к преступлению Олега Белова.


[1] См.: Юрий Пущаев. Как в СССР изучали религию, чтобы с ней бороться // православный журнал «Фома». 2013. 4 декабря (http://foma.ru/kak-v-sssr-izuchali-religiyu-chtobyi-s-nej-borotsya.html).

[2] М.В. Ломоносов (1711-1765) внёс значительный вклад в объективное изучение религии, в его «Древней Российской истории» даётся описание дохристианских верований и мифологии восточных славян в сравнении с античным язычеством, а также приводятся ключевые события церковной истории.

[3] Приведу только один пример – фундаментальную работу Сергея Александровича Токарева (1899-1985) «Религия в истории народов мира». – М.: Политиздат, 1964. – 559 с.

[4] Принципиальной позицией религиоведа является признание норм и принципов свободы совести, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в международных правовых документах о свободе мысли, совести, религии и убеждений, в том числе во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединённых наций 10 декабря 1948 года и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

[5] В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-гносеологический анализ религиозной веры» (на материалах русского православия).

[6] В 2002 году стал доктором философских наук, тема диссертации «Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ)».

[7] Циркуляром Министерства внутренних дел от 6 ноября 1906 года адвентисты, насчитывавшие в Российской империи около 3 тысяч человек, были уравнены в правах с баптистами и им было разрешено «свободно исповедовать их вероучение».

[8] Павел Гончар. История Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Москве (http://www.mosadvent.ru/adout/hustory/item/514-istoriya-tserkvi-khristian-adventistov-sedmogo-dnya-v-moskve).

[9] Пленум Исполнительного органа Всесоюзного Союза Адвентистов Седьмого Дня, заседавший в Москве 26-28 декабря 1931 года, реорганизовал Всесоюзный Союз в Единый Союз Адвентистов седьмого дня СССР, ликвидировав местные объединения и союзы. Была проведена перерегистрация общин и групп, которых насчитывалось 203 (по данным сайта «Духовно-историческое наследие Церкви Адвентистов Седьмого Дня»: http://egw-heritage.esd-sda.org/Organizacionnye-preobrazovanija-v-Cerkvi-ASD-do-1934-goda).

[10] До октября 1993 года Парламентский центр действовал при Верховном Совете России, его генеральным директором был Константин Дмитриевич Лубенченко, а затем, до ликвидации в октябре 1994 года, Парламентский центр работал при Федеральном Собрании Российской Федерации, его директором был Алексей Николаевич Адров.

[11] Наиболее полное издание: Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общей редакцией М.М. Прусака; В.В. Борщева; Составитель С.И. Иваненко (руководитель авторского коллектива), А.И. Кудрявцев, А.Н. Лещинский, В.С. Полосин, священник Всеволод Чаплин и другие. – М.: Республика, 1996 – 271 с.

[12] В настоящее время миссию Международной ассоциации религиозной свободы в России реализует «Российская ассоциация защиты религиозной свободы», которая 28 ноября 2014 года зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации.

[13] Заокская духовная академия находится в посёлке Заокский Тульской области. Здесь же расположено светское высшее учебное заведение – Заокский христианский гуманитарно-экономический институт.

[14] Первое соборное послание святого апостола Петра 5:8-9.

[15] Сестра Немцова собирала деньги для секты // Интернет-газета «Дни.РУ» (http://www.dni.ru/society/2015/8/13/312020.html); эту статью разместил на своём сайте «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» непримиримый борец с сектами Александр Дворкин.

[16] http://adventist.ru/2015/08/19/prizyiv-k-obedinennoy-molitve-29-avgusta-2015-goda/

[17] Заявление Российской Ассоциации Религиозной Свободы о ситуации вокруг Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (http://www.religsvoboda.ru/index.php/2015-02-27-08-51-25/2015-02-27-08-46-27/2015-02-27-08-46-46).

http://adventist.ru/2015/08/27/statya-vedushhego-rossiyskogo-religioveda-s-i-ivanenko-na-temu-nizhegorodskoy-problemyi/

Переводчик Google

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Сеятели Вечного Слова

С 13 по 15 декабря на базе “Мир” проходил форум по литературному евангелизму, на котором присутст...

Он воскрес

Эта глава основана на Евангелии от Матфея 28:2—4; 11—15 Медленно уходила ночь первого дня недели....

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ АСД г.Флорешты

ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО НАЙТИ ЗДЕСЬ...

Просмотр Группы Документов

КНИГИ ДУХА ПРОРОЧЕСТВА

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ

ТЕЛЕКАНАЛ

ВСЁ О БИБЛИИ

АДВЕНТИСТСКИЙ ВЕСТНИК

ЖУРНАЛЫ

МОЛИТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ-2018